Данный курс разработан и ведется по инициативе Фонда развития интернет-инициатив (http://www.iidf.ru/)
Полная программа курса
Полная программа курса «Интернет-предпринимательство»в формате doc от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Программа курса разработана к.э.н., доцентом Зобниной Маргаритой Ренатовной.
Методическое пособие по курсу «Интернет-предпринимательство» от ФРИИ для преподавателей (обновление — сентябрь 2015).
Короткие видео-лекции от ФРИИ размещены на youtube.com (периодически обновляются и дополняются). Презентации в формате ppt выкладываются ниже по лекционным темам.
Темы курса (лекционные и практические):
Мотивационная часть:
1. Вводная. Виды технологического бизнеса и интернет-предпринимательство. [Видео] [Презентация. Водная] [Презентация. О курсе]
Поиск идеи и ее реализация:
2. Идея: источники идей для стартапа. [Видео] [Презентация] [Доп]
3. Команда стартапа. Как собрать и мотивировать команду стартапа. [Видео] [Презентация] [Доп]
4. Бизнес-модель. [Видео] [Презентация] [Доп]
4.1. Ценностное предложение (value proposition). [Видео] [Презентация]
Анализ рынка и соответствия ожиданиям потребителя:
5. Анализ рынка. Оценка потенциала рынка. [Видео] [Презентация] [Доп]
5.1. Анализ конкурентов. [Видео] [Презентация] [Доп]
5.2. Целевая аудитория (сегментация, профиль потребителя и др.). [Видео] [Презентация] [Доп]
6. Customer development и customer discovery. [Видео] [Презентация] [Доп]
6.1. Customer validation. Тестирование каналов и подготовка к масштабированию. [Видео] [Презентация] [Доп]
От идеи к продукту:
7. MVP. [Видео] [Презентация]
Экономическая составляющая проекта и финансы:
8. Модели монетизации: какие есть и как найти свою. [Видео] [Презентация] [Доп]
8.1. Метрики стартапа и экономика продукта. [Видео] [Презентация] [Доп]
8.2. Финансы стартапа. [Видео] [Презентация] [Доп]
Продвижение продукта:
9. Маркетинговые коммуникации: как привлечь первых пользователей. Постановка продаж [Видео] [Презентация]
9.1. PR стартапа. [Видео] [Презентация]
Инвестиции и финансирование:
10. Инвестиции. Источники инвестиций. Виды инвесторов. Когда идти к инвесторам и надо ли. Требования фондов. Почему отказывают фонды. [Видео] [Презентация] [Доп]
10.1. Подготовка питча для инвесторов [Видео] [Презентация] [Доп]
Основная и дополнительная литература:
Основная литература:
- Стив Бланк, Боб Дорф. Стартап: настольная книга основателя. — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 616 с.
- Эрик Рис. Бизнес с нуля. — М.: Альпина Паблишер, 2015. — 256 с.
- Катаев А.В., Катаева Т.М. Интернет-маркетинг. — – Ростов-на-Дону – Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017. – 170 с.
Дополнительная литература:
- Ноам Вассерман. Главная книга основателя бизнеса // М.: Альпина Паблишер, 2014 г.
- Клейтон Кристенсен. Дилемма инноватора // М.: Альпина Паблишер, 2015 г.
- Генрих Альтшулер. Найти идею: введение в ТРИЗ // М.: Альпина Бизнес Букс, 2007
- Лоуренс Лич. Вовремя и в рамках бюджета // М.: Альпина Паблишер, 2015 г.
- Билл Кейтс. Расскажите обо мне: испытанные приемы привлечения новых клиентов // М.: Альпина Паблишер, 2011 г.
- Александр Остервальдер, Ив Пинье. Построение бизнес-моделей // М.: Альпина Паблишер, 2015 г.
- Сет Годин. Пробуй – получится // М.: Альпина Паблишер, 2011 г.
- Стив Бланк. Четыре шага к озарению. Стратегии создания успешных стартапов, // М.: Альпина Паблишер, 2014 г.
Дополнительный курс. Материалы акселератора HSE Inc:
- Начало
- Урок 1. Введение
- Урок 2. Бизнес-модель
- Урок 3. Lean и гипотезы
- Урок 4. Команда
- Урок 5. Целевая аудитория
- Урок 6. Юнит-экономика
- Урок 7. Рынок
- Урок 8. MVP
- Урок 9. Маркетинг и продажи
- Урок 10. Инвестиции
Дополнительные материалы к темам
Тема 2. Идея: источники идей для стартапа
Дополнительные материалы:
1. Какие нужны стартапы: Список направлений для развития, 2015 — http://megamozg.ru/company/friifond/blog/11508/
2. Стартапы: Список всех проектов ФРИИ, 2015 — http://megamozg.ru/company/friifond/blog/13692/
3. Шаблон — Идеи на основе трендов
4. Какие стартапы сейчас в тренде: растущие рынки в 2021 году
Тема 3. Команда стартапа
Дополнительные материалы:
1. Шаблон — знакомство и представление
2. Шаблон — матрица функционал — сотрудник
3. Как собрать команду для стартапа: 13 советов
4. Как собрать команду для стартапа, часть первая
5. 11 способов найти команду для стартапа
Тема 4. Бизнес-модели и ценностное предложение
Дополнительные материалы:
1. 69 бизнес-моделей ИТ-компаний — http://megamozg.ru/company/friifond/blog/11334/
2. Шаблон бизнес-модели
3. Шаблон-алгоритм формирования ценностного предложения
Тема 5. Анализ рынка
Дополнительные материалы ко всей теме и подтемам:
1. Катаев А.В. Объём рынка и его оценка, 2014. — http://kataev.ru/307/
2. Шаблон оценки важности преимуществ и недостатков продукта потребителем
3. Шаблон. Анализ конкурентов и ответ компании.docx
4. Портрет потребителя — шаблон
Тема 6. Customer development и …
Дополнительные материалы ко всей теме и подтемам:
1. Шаблон трекшн-карты
Тема 8. Модели монетизации …
Дополнительные материалы ко всей теме и подтемам:
1. Шаблон — модели монетизации
2. Шаблон — ключевые метрики проекта
Тема 10. Инвестиции и питч …
Дополнительные материалы ко всей теме и подтемам:
1. Какими должны быть идеальные стартап-презентации? (с ссылками на примеры презентаций)
2. Как сделать классную презентацию, если вы не дизайнер
3. Шаблон инвестиционной презентации с комментариями
4. Примеры презентаций проектов:
— презентации проекта «Dashboard для студентов»
— питч по проекту «Мобильная-баня»
— питча по проекту «Магазин букетов из конфет»
— платформа для репетиторов и учеников
— образовательной сервис «Единый менеджер мастер-классов — Uchitsya_PRO100»