Интернет-предпринимательство и стартапы, 2015

Данный курс разработан и ведется по инициативе Фонда развития интернет-инициатив  (http://www.iidf.ru/)

Полная программа курса

Полная программа курса «Интернет-предпринимательство»в формате doc  от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). Программа курса разработана к.э.н., доцентом Зобниной Маргаритой Ренатовной.

Методическое пособие по курсу «Интернет-предпринимательство» от ФРИИ для преподавателей (обновление — сентябрь 2015).

Короткие видео-лекции от ФРИИ размещены на youtube.com (периодически обновляются и дополняются). Презентации в формате ppt выкладываются ниже по лекционным темам.

Темы курса (лекционные и практические):

Мотивационная часть:
1. Вводная. Виды технологического бизнеса и интернет-предпринимательство. [Видео] [Презентация. Водная] [Презентация. О курсе]

Поиск идеи и ее реализация:
2. Идея: источники идей для стартапа. [Видео] [Презентация] [Доп]
3. Команда стартапа. Как собрать и мотивировать команду стартапа. [Видео] [Презентация] [Доп]
4. Бизнес-модель. [Видео] [Презентация] [Доп]
4.1. Ценностное предложение (value proposition). [Видео] [Презентация]

Анализ рынка и соответствия ожиданиям потребителя:
5. Анализ рынка. Оценка потенциала рынка. [Видео] [Презентация] [Доп]
5.1. Анализ конкурентов. [Видео] [Презентация] [Доп]
5.2. Целевая аудитория (сегментация, профиль потребителя и др.). [Видео] [Презентация] [Доп]
6. Customer development и customer discovery. [Видео] [Презентация] [Доп]
6.1. Customer validation. Тестирование каналов и подготовка к масштабированию. [Видео] [Презентация] [Доп]

От идеи к продукту:
7. MVP. [Видео] [Презентация]

Экономическая составляющая проекта и финансы:
8. Модели монетизации: какие есть и как найти свою. [Видео] [Презентация] [Доп]
8.1. Метрики стартапа и экономика продукта. [Видео] [Презентация] [Доп]
8.2. Финансы стартапа. [Видео] [Презентация] [Доп]

Продвижение продукта:
9. Маркетинговые коммуникации: как привлечь первых пользователей. Постановка продаж [Видео] [Презентация]
9.1. PR стартапа. [Видео] [Презентация]

Инвестиции и финансирование:
10. Инвестиции. Источники инвестиций. Виды инвесторов. Когда идти к инвесторам и надо ли. Требования фондов. Почему отказывают фонды. [Видео] [Презентация] [Доп]
10.1. Подготовка питча для инвесторов [Видео] [Презентация] [Доп]

Основная и дополнительная литература:

Основная литература:

Дополнительная литература:

  • Ноам Вассерман. Главная книга основателя бизнеса // М.: Альпина Паблишер, 2014 г.
  • Клейтон Кристенсен. Дилемма инноватора // М.: Альпина Паблишер, 2015 г.
  • Генрих Альтшулер. Найти идею: введение в ТРИЗ // М.: Альпина Бизнес Букс, 2007
  • Лоуренс Лич. Вовремя и в рамках бюджета // М.: Альпина Паблишер, 2015 г.
  • Билл Кейтс. Расскажите обо мне: испытанные приемы привлечения новых клиентов // М.: Альпина Паблишер, 2011 г.
  • Александр Остервальдер, Ив Пинье. Построение бизнес-моделей // М.: Альпина Паблишер, 2015 г.
  • Сет Годин. Пробуй – получится // М.: Альпина Паблишер, 2011 г.
  • Стив Бланк. Четыре шага к озарению. Стратегии создания успешных стартапов, // М.: Альпина Паблишер, 2014 г.

Дополнительные материалы к темам


Тема 2. Идея: источники идей для стартапа
Дополнительные материалы:
1. Какие нужны стартапы: Список направлений для развития — http://megamozg.ru/company/friifond/blog/11508/
2. Стартапы: Список всех проектов ФРИИ — http://megamozg.ru/company/friifond/blog/13692/
3. Шаблон — Идеи на основе трендов

Тема 3. Команда стартапа
Дополнительные материалы:
1. Шаблон — знакомство и представление
2. Шаблон — матрица функционал — сотрудник


Тема 4. Бизнес-модели и ценностное предложение
Дополнительные материалы:
1. 69 бизнес-моделей ИТ-компаний — http://megamozg.ru/company/friifond/blog/11334/
2. Шаблон бизнес-модели
3. Шаблон-алгоритм формирования ценностного предложения


Тема 5. Анализ рынка
Дополнительные материалы ко всей теме и подтемам:
1. Катаев А.В.  Объём рынка и его оценка, 2014. — http://kataev.ru/307/
2. Шаблон оценки важности преимуществ и недостатков продукта потребителем
3. Шаблон. Анализ конкурентов и ответ компании.docx
4. Портрет потребителя — шаблон


Тема 6. Customer development и …
Дополнительные материалы ко всей теме и подтемам:
1. Шаблон трекшн-карты


Тема 8. Модели монетизации …
Дополнительные материалы ко всей теме и подтемам:
1. Шаблон — модели монетизации
2. Шаблон — ключевые метрики проекта


Тема 10. Инвестиции и питч …
Дополнительные материалы ко всей теме и подтемам:
1. Какими должны быть идеальные стартап-презентации? (с ссылками на примеры презентаций)
2. Как сделать классную презентацию, если вы не дизайнер
3. Пример питча по проекту «Мобильная-баня»
4. Пример питча по проекту «Магазин букетов из конфет»
5. Пример проекта «Легкая парковка» (материал по разделам проекта, без итоговой краткой презентации).
6. Пример проекта «Умный чат знакомств» (материал по разделам проекта, без итоговой краткой презентации).