Оценка определенных показателей деятельности партнеров (агентов) требуется для принятии обоснованных управленческих решений при формировании и развитии виртуального предприятия. Далее в статье приведены некоторые мысли по возможной системе показателей, оценочным методам и процедурам. В более развернутом виде материал данной статьи изложен в [3].
Под виртуальным предприятием следует понимать временную сеть партнеров (предприятий, отдельных коллективов и людей), которые обладают ключевыми компетенциями для наилучшего выполнения рыночного заказа и взаимодействуют в рамках единой информационно-коммуникационной системы [1, 2].
Под компетенциями понимается способность партнера выполнять определенную деятельность, применяя знания, умения и навыки на основе практического опыта с использованием имеющихся в его распоряжении ресурсов [3].
На российском рынке существует множество виртуальных организаций различной специализации, которые основаны на создании и развитии партнерской сети. В среде веб-разработчиков и интернет-маркетологов известны следующие успешно функционирующие и централизовано управляемые виртуальные предприятия:
— Биржи текста и контента для сайтов (advego.ru, etxt.ru и др.), объединяющие большое количество агентов-исполнителей (писателей, журналистов и др.) и предлагающие заказчикам услуги написания текстов различной направленности.
— Рекламные сети («Рекламная сеть Яндекса», «Google AdSense», «Соловей» и др.), состоящие из большого количества рекламных площадок (сайтов) партнеров сети и предлагающие заказчикам широкие возможности по проведению рекламных кампаний в интернете.
— Биржи ссылок (sape.ru, mainlink.ru и др.), представляющие автоматизированный сервис по подбору площадок для размещения ссылок на продвигаемые сайты при поисковой оптимизации и продвижении интернет-ресурсов.
В описанных выше виртуальных предприятиях есть центр, занимающийся поиском и распределением заказов, и есть большое количество агентов сети (исполнителей) со своими компетенциями и ресурсами (сайтами, автомобилями, водителями и т.п.). Центр занимается также управлением и развитием сети, в частности, привлекает новых партнеров и отказывается от услуг прежних из них по разным критериям. Ключевой фактор успешного функционирования таких предприятий определяется умением центра создать рыночное предложение, ценное для потенциальных клиентов, привлечь заказчиков, а также создать сеть партнеров и управлять ею для максимально полного удовлетворения потребностей заказчиков.
В перечисленных выше сетях партнеры (агенты) сети, как правило, не сотрудничают между собой для выполнения заказов в рамках данного виртуального предприятия. Для таких сетей характерна веерная структура организации как частных случай сетевой. Однако, участников сети насчитывается тысячи и более. Подобный подход создания виртуальных организаций характерен, например, и для предприятий оптовой транзитной торговли, которые могут осуществлять доставку торговым компаниям либо конечному покупателю товаров различными видами транспорта [4]. В этом случае агентами партнерской сети выступают производители продукции, а также исполнители конкретных операций процесса доставки груза покупателю.
Для формирования эффективной партнерской сети и оптимального управления ею необходима определенная система оценки деятельности ее партнеров, которая позволяет принимать обоснованные управленческие решения по включению в сеть и исключению из нее таких партнеров, а также дает возможность обосновать выбор исполнителей для выполнения отдельных работ в рамках реализуемых заказов.
Для формирования данной системы необходимо определить перечень показателей, которые наилучшим образом в соответствие с целями создания виртуальной организации позволят охарактеризовать состояние предприятия до его включения в сеть, оценить работу предприятия-партнера в рамках такой сети и при этом образуют некую законченную совокупность. Значение и вес отдельных показателей при оценке основных видов и характеристик деятельности агентов для различных партнерских сетей могут быть разными, следовательно, в каждом конкретном случае в зависимости от специфики функционирования виртуального предприятия требуется производить индивидуальный отбор, оценку и ранжирование показателей деятельности агентов.
Проведенные исследования функционирования виртуальных предприятий в разных сферах деятельности позволили нам выделить некоторые общие комплексные показатели (Хi), которые характеризуют деятельность агента партнерской сети и могут быть использованы для создания описанной выше системы [1]:
- Уровень компетенции агента. Показатель может оцениваться на основе мнения других участников сети, бывших и настоящих клиентов и заказчиков, независимых экспертов, а также с помощью проведения оценки ресурсов агента, тестовых заказов и др.
- Надежность агента. В рамках функционирования в партнерской сети данный показатель можно рассчитать как отношение количества успешно выполненных заказов (задач) агентом к общему количеству принятых им же заказов.
- Величина агента. Группа показателей, характеризующих мощность, ресурсный потенциал и (или) размер агента. Могут определяться на основе выполнения количества типовых заказов за единицу времени, имеющегося количества определенных ресурсов и др.
- Автономность. Показатель, характеризующий степень самостоятельности агента при выполнении конкретных задач в рамках компетенции.
- Коммуникабельность агента. Данная характеристика может рассчитываться как отношение количества прямых деловых связей с другими агентами партнерской сети к общему количеству агентов сети либо к количеству связей в сети за определенный период времени.
- Конфликтность агента. Определить количественно данный показатель можно через отношение числа конфликтных ситуаций, требующих вмешательства администрации, к общему количеству таких ситуаций по сети за определенный период времени.
К перечисленным выше показателям в случаях, когда мы знаем заранее, по какой цене, в какие сроки партнер может выполнить определенную работу в рамках заказа, целесообразно добавлять следующие усредненные характеристики по выполняемым работам [2]:
- Средняя стоимость типовой работы определенного вида.
- Средняя продолжительность выполнения заказа.
- Оценка качества выполняемых работ.
Классифицированные по группам показатели могут образовывать иерархию, однако в простейшем случае они составляют неупорядоченный перечень. Решение о включении каждого из них в систему оценки деятельности агентов, а также определение их значимости посредствам присвоения весовых коэффициентов происходит с учетом специфики функционирования виртуального предприятия, а также особенностей выполняемого заказа.
Необходимо учесть, что использование описанной выше системы оценки деятельности партнеров осуществляется в условиях неопределенности, так как произвести сбор полной, точной, актуальной и достоверной информацией по независимым и автономным агентам на практике не представляется возможным. В качестве источников информации здесь должны быть использованы как результаты самообследования потенциальных и (или) фактических участников партнерской сети, так и независимой экспертизы.
Решением данной проблемы может случить процедура оценки потенциальных агентов по выделенным показателям, объединяющая результаты экспертиз (экспертные оценки) и фактические данные по результатам деятельности агентов в рамках партнерской сети и вне ее [3]. Данная процедура основана на использовании вербально-числовой шкалы, которая позволяет измерить степень интенсивности какого-либо параметра, имеющего субъективный характер.
Результатом проведения данной процедуры является определение рейтинга агента – интегрального показателя, значение которого позволяет сделать обоснованный вывод об уровне компетенции участника виртуального предприятия.
Рассмотрим подробней реализацию такой процедуры. В первую очередь, следует заметить, что требуется проведение оценки деятельности агента по каждому виду работ, осуществляемой им в рамках партнерской сети. Далее, по умолчанию предполагается, что рост отдельного показателя Хi влечет к улучшению деятельности рассматриваемого партнера. Если для отдельного показателя наблюдается противоположная тенденция, то его следует заменить сопряженным.
Определим для каждого показателя деятельности агента (Хi) уровень его значимости для анализа (ri). Чтобы оценить этот уровень, нужно расположить все показатели по порядку убывания значимости так, чтобы выполнялось правило:
Если система показателей проранжирована в порядке убывания их значимости, то значимость i-го показателя ri следует определять по правилу Фишберна:
где N – количество оцениваемых показателей.
Например, для системы с N равным 3 r1 = 6/12, r2 = 4/12, r3 = 2/12, и сумма уровней значимости равна единице.
Правило Фишберна отражает тот факт, что об уровне значимости показателей известно только (1) и более ничего. Тогда оценка (2) будет отвечать максимуму энтропии наличной информационной неопределенности об объекте исследования. Если же все показатели обладают равной значимостью, тогда:
ri = 1/N. (3)
Далее будем оценивать показатель с помощью качественной шкалы. Если показатель был рассчитан количественно, тогда следует отдельно определить процедуру перевода его в качественную шкалу. Качественная оценка показателей деятельности участников виртуального предприятия строится на субъективном мнении экспертов, которые должны оценить показатели компетенций агента временной сети, используя следующие варианты: очень низкий, низкий, средний, высокий и очень высокий. В соответствие с данной оценкой заполняем таблицу 1, где величина λij может принимать значения 1 или 0.
Таблица 1 – Качественная оценка уровня показателей деятельности агентов партнерской сети
Правильность заполнения таблицы 1 определяется суммой значений всех столбцов и строк таблицы, которая должна быть равна N. Таблица 1 представляет собой карту агента партнерской сети, на которой отмечены как достоинства агента, так и его слабые стороны по определенной компетенции [1, 3]. При наличии нескольких компетенций у агента для каждой из них составляется своя карта агента.
В целях сравнительного анализа и отбора агентов по одной и той же компетенции требуется рассчитать интегральный показатель, который можно получить, выполнив двойную свертку данных таблицы 1:
λij определяется по таблице 1, а ri – по формуле (2) или (3).
В ходе свертки используются две системы весовых коэффициентов – значимости показателей и опорные веса (5) для сведения нескольких отдельных показателей в один.
В таблице 2 приведен классификатор уровня интегрального показателя, настроенный на систему весов (5).
Таблица 2 – Классификатор уровня интегрального показателя
Интервал значений | Заключение об уровне агента (участника сети) |
[0 — 0.2] | Очень низкий уровень агента |
[0.2 – 0.4] | Низкий уровень агента |
[0.4 – 0.6] | Средний уровень агента |
[0.6 – 0.8] | Высокий уровень агента |
[0.8 – 1] | Очень высокий уровень агента |
В заключении следует отметить, что внедрение предложенной системы показателей и процедуры оценки партнеров в систему управления виртуальной организацией позволяют перейти к обоснованному принятию решений по формированию и развитию партнерской сети.
Список литературы:
- Катаев А.В. Виртуальные бизнес-организации. – СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2009. – 120 с.
- Катаев А.В. Информационные системы и модели оптимизации распределения заказов в партнерской сети виртуального предприятия // Прикладная информатика. №5 (11) . 2007. – С. 11-22.
- Катаев А.В., Катаева Т.М. Оценка показателей деятельности агентов партнерских сетей // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2015. № 1 (21). – С. 37-39.
- Хлебникова А.И., Катаева Т.М. Когнитивная модель системы управления оптовой торговлей промышленными товарами на уровне транзитной компании // Известия ЮФУ. Технические науки. 2011. №11. – С. 213-219.
Автор:
директор компании АУП-Консалтинг
Катаев А.В.