Ключевые модели монетизации интернет-проектов

Интернет в наши дни является одной из наиболее перспективных площадок для развития различных видов бизнеса, включая контент-проекты, компьютерные игры, электронные средства массовой информации и др. Многие ниши в электронном бизнесе только осваиваются различными компаниями и предпринимателями, оставляя место для различных амбициозных и инновационных проектов. Однако, одна из основных проблем при начале нового интернет-проекта заключается в создании такой бизнес-модели, которая способна окупить вложения в разработку интернет-проекта и его развитие. Одной же из составляющих бизнес-модели является способ монетизации (коммерциализации) интернет-проекта.

Модели монетизации интернет-проектов

К ключевым моделям монетизации интернет-проекта относят следующие:

  1. Продажа товаров и услуг — коммерческая модель монетизации интернет-проекта, при которой владелец получает доход за счет продажи и доставки посетителю материального товара или оказания разовых услуг. Характерна для интернет-магазинов, сервисов (бирж) копирайтинга и других услуг. Отдельные контент-проекты и клубы (сообщества) также частично монетизируются за счет продажи товаров и услуг, включая реализацию сувенирной продукции (кружки, майки, кепки и др.) с логотипом и другой фирменной атрибутикой интернтет-проекта.
  2. Подписка — продажа доступа к контенту интернет-проекта на определенный период времени. Особенностями данного способа монетизации являются: высокая инертность подписчиков, прогнозируемый денежный поток, большой потенциал для перевода подписчиков на более дорогие тарифные планы, относительно редкие транзакции. Различают несколько моделей подписки:
    • фримиум модель, при которой пользователям предлагается бесплатный доступ к усеченной версии интернет-проекта с предложением на переход к платному доступу к ресурсу с расширенным функционалом и контентом;
    • тестирование, при котором дается пользователю бесплатный тестовый период пользования всем функционалом и контентом ресурса на определенный период времени, далее же предлагается перейти на платный доступ;
    • полностью платный доступ (PayWall) – доступ к ресурсу только на платной основе.
  3. Микротранзакции – прямая модель монетизации, когда посетителю предлагается бесплатно пользоваться основным функционалом продукта неограниченное время, но также есть возможность по мере необходимости приобрести дополнительный функционал или контент, как правило, за не большую оплату. Основное преимущество данной модели заключается в том, что для определенных групп потребителей небольшие однократные покупки психологически комфортнее.
  4. Рекламная модель — косвенная модель монетизации, при которой владелец интернет-проекта получает доход не от посетителей, а от рекламодателей. Для работы модели необходимо, чтобы привлеченная аудитория посетителей ресурса была интересна рекламодателям либо своим размером, либо узкой сегментацией, либо сложностью доступа к ней через другие каналы коммуникации. Основные особенности данной модели:
    • восприятие потребителями сервиса как бесплатного, что привлекает в сравнение с платными сервисами большую аудиторию;
    • возможность массовых продаж рекламных мест через IT-сервисы рекламных агентств и коммерческие рекламные сети (Google AdSense, «Рекламная сеть Яндекса» и др.);
    • необходимость продвижения интернет-проекта и наращивание большой аудитории до начала продаж рекламы;
    • зависимость от цен на рекламном рынке и рекламного бизнес-цикла;
    • отсутствие прямого дохода от пользователей.
  5. Партнерская модель (модель генерирования продаж) заключает в получение вознаграждения от партнеров за деятельность, направленную на формирование интереса к определенным продуктам (услугам) и привлечение потенциальных покупателей в партнерские интернет-магазины или другие ресурсы. Особенности зависят от условий партнерской программы конкретного партнера, продвигаемых продуктов и конкурентной среды на рынке. Для успешного применения модели существуют агрегаторы партнерских программ — IT-сервисы, объединяющие множество партнерских предложений различных электронных магазинов и предлагающие разные рекламные механизмы и инструменты для издателей и внешних агентов по продажам. Для издателя (партнера, рекламной площадки) агрегаторы предоставляют технологии и инструментарий для работы одновременно с различными партнерскими программами множества интернет-магазинов. Причем, для партнера в рамках единого интерфейса есть возможность не только выбора партнерских магазинов и товарных категорий, но и получения оплаты за различные действия посетителя ресурса, включая вознаграждение за переходы (клики) и действия (регистрация, заполнение анкеты, просмотр страниц), а также определенный процент с суммы продаж. Обеспечивается также финансовое взаимодействие вебмастера и рекламодателя.

Ключевые показатели эффективности (KPI) характерные для приведенных выше моделей монетизации:

  1. Продажа товаров и услуг: MRR (Monthly Recurring Revenue, размер месячного дохода, ожидаемого и в будущем), величина маржи или наценки на товар, ARPU (Average Revenue per User, средний доход в расчете на посетителя за период), ARPPU (Average Revenue per Paying User, средний доход от платящего посетителя за период).
  2. Подписка: MRR, ACLV (Average Customer Lifetime Value, LTV, CLV — пожизненная ценность клиента), доля платящих потребителей, ARPU, ARPPU;
  3. Микротранзакции: Доля платящих потребителей, ARPU, ARPPU;
  4. Рекламная модель: CPM (Cost per Mille — стоимость за тысячу показов рекламного объявления), CPC (Cost per Click — цена за клик);
  5. Партнерская модель: ACPM (App CPM, Cost Per Mille — цена за 1000 показов рекламы), CPS (Cost per Sale — стоимость за одну продажу), CPL (Cost per Lead — стоимость за один лид) и другие показатели оплаты за действия.

К моделям монетизации можно отнести и следующие способы коммерциализации результатов разработок:

  1. Продажа франшизы. При продаже франшизы разработчик продает не саму идею или проект, а возможность использовать торговую марку (знак обслуживания) проекта. Недостаток данного способа заключается в том, что для того, чтобы покупателя заинтересовала возможность покупки франшизы, интернет-проект должен быть достаточно популярен. Проблема: отсутствие узнаваемости, достаточной популярности торговой марки, названия интернет-проекта.
  2. Продажа имущественных авторских прав на проект. Допустим, у предпринимателя есть некая идея или готовый интернет-проект, не приносящий существенный доход и который данный предприниматель не имеет возможности или желания развивать. В данном случае, предприниматель может продать имущественные авторские права на данную интеллектуальную собственность, вследствие чего покупатель получит полное право на использование данного проекта по своему усмотрению и получение всей прибыли от функционирования данного интернет-проекта. Основным «минусом» в случае, если идея окажется удачной, будет недополучение создателем проекта прибыли. Таким образом, в качестве основной проблемы при реализации данного способа монетизации можно выделить разовый характер получения дохода от продажи прав на проект, а также потерю потенциальной возможности получения прибыли будущих периодов.

Список использованных источников:
1. Катаев Б.В., Левицкий Д.Р. Коммерциализация интернет-проектов: модели монетизации и ключевые показатели эффективности // NovaInfo.Ru. 2016. Т. 1. № 48. С. 227-230. — http://novainfo.ru/article/7191
2. Методы монетизации интернет проектов — https://habrahabr.ru/post/158951/